Особые способы и не очевидные схемы управления для снижения издержек и обеспечения роста компании
Сколько людей – столько и мнений. Сколько компаний – столько и вариантов организации топ-менеджмента. На самом деле, организации, как любой живой организм, имеют свои особенности внутренних органов и способов коммуникаций с внешним миром. Среди них выделяются типовые, наиболее распространенные, которые объединятся по каким-то признакам. Например, по размеру бизнеса, по отрасли, по участию учредителей в операционной деятельности, по целям бизнеса и т.д. О большинстве из них вы знаете, всё достаточно наглядно.
Однако существуют не очевидные методы и способы организации управленческой команды и даже выделения управленческой функции за пределы бизнеса, с которыми не многие сталкивались, далеко не все применяют в своей работе, а некоторые вообще не продумывали такие варианты. Рассмотрим некоторые из них, которые, на наш взгляд, могут быть интересными для наших читателей.
Управление через простое товарищество
Учредители могут объединиться в Простое товарищество, передать в него свои активы, а прибыль, получаемую от управления этими активами, распределяют между собой. Размер долей и зоны ответственности учредителей прописываются в Договоре простого товарищества.
Именно так организовано наше партнерство. Среди партнеров PG Consulting есть и компании, и физические лица. Цель партнерства – Некоммерческая, и заключается в повышении качества управления в компаниях Российской Федерации (образовательные и управленческие цели).
По сведениям из гражданского кодекса, некоммерческие организации и физические лица могут быть участниками простого товарищества, цели которого не преследуют извлечение прибыли. При этом полученная прибыль не распределяется между участниками. К таким целям относятся благотворительные, образовательные, научные, управленческие и иные цели, направленные на достижение общественно полезных благ, к которым можно отнести, например, бесплатные вебинары, которые проводят партнеры PG Consulting (ознакомиться со списком и зарегистрироваться можно здесь).
Управление через фонды, в т.ч. ЗПИФы
Удобная форма для защиты реальных бенефициаров, слабо вовлеченных в деятельность компании и управление активами. Возможность саккумулировать все активы в едином фонде позволяет унифицировать управление и обеспечить юридически оформленные отношения между бенефициарами, учредителями и управляющими предприятия.
ЗПИФы позволяют дополнительно сокращать издержки и оптимизировать налогообложение в случае желания реальных бенефициаров выйти из активов.
Фонды учреждаются одним или несколькими лицами, которые вкладывают в этот фонд свои активы, при этом выгодоприобретателями, то есть бенефициарами, указываются реальные бенефициары.
Компания, управляющая фондом ведет дела фонда в пользу реального бенефициара.
Доверительное управление
Доверительное управление – это передача управления бизнесом организации, специализирующейся на управлении предприятиями и активами в качестве исполнительного органа.
Если управление осуществляется не предприятиями НЕфинансового сектора (ООО, ОАО, ПАО), то лицензия на доверительное управление не нужна.
Доверительное управление позволяет создать единый орган управления для различных компаний холдинга, что снижает влияние индивидуальных компетенций менеджеров.
Доверительное управление необходимо при наличии нескольких компаний, руководство которыми осуществляется не из единого центра управления, не соблюдаются единые подходы к управлению этими компаниями, а также отсутствуют специалисты, способные осуществлять управление в соответствии с принятыми в компании нормативами, отсутствие которых может являться одним из условий необходимости доверительного управления.
Т.е. когда существует несколько компаний, в которых нужно быстро произвести изменения существующих методов управления не путем реорганизации процессов, а путем смены управляющей команды. При этом отсутствует необходимые кадры для полноценной замены старой команды управления.
Доверительное управление может быть применено для компаний практически любого размера.
Есть особые случаи доверительного управления, когда требуется особенный контроль исполнительного органа компании. Это применимо для крупных заводов и прочих предприятий, где собственники потеряли доверие, или руководству компании требуется замена.
Преимущества компании, которая использует доверительное управление:
высокая зрелость системы управления* приводит к возможности прозрачного контроля и целевого развития;
снижение рисков, связанных с индивидуальными компетенциями отдельных руководителей;
обеспечение быстрого развертывания эффективной системы управления;
возможность быстрой смены одной компании или команды, выполняющей функции управления, на другую;
наличие обязательств компании, выполняющей доверительное управление, перед заказчиком, то есть возможность взыскания с управляющей команды за неверно принятые управленческие решения.
Способы взаимодействия с управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление, могут быть разные – от простой оплаты за услуги до совместной деятельности в качестве бизнес-партнеров, подразумевающей долевое участие.
Есть и другие способы управления, обладающие своими уникальными особенностями. К ним можно отнести арбитражное управление, управление с помощью внешнего проектного офиса, аутсорсинг управленческой функции и другие, о преимуществах и недостатках которых мы когда-нибудь также напишем в нашем блоге.
В настоящей статье приведены выводы и рекомендации экспертов PG Consulting, основанные на многолетнем опыте работы в качестве руководителей предприятий, собственников и внешних бизнес-консультантов. Предлагаемые решения могут быть применимы не ко всем предприятиям. Для определения подходящей для вашего бизнеса структуры управления необходимо проводить предварительную диагностику, аудит финансово-хозяйственной деятельности (в некоторых случаях) и стратегическую сессию по целям бизнеса и его собственника. Читатели могут воспользоваться приведенной аналитической информацией, однако при внедрении рекомендуется проконсультироваться с экспертами PG Consulting в области управления.
#прозрачноеуправление #снизитьиздержки #операционнаядеятельность #оперативнаядеятельность #отчетностьпередучредителем #масштабирование #структурауправления #производительность #советдиректоров #проектныйофис #инвестиции #бенефициар #инвестор #учредитель #доверительноеуправление #ЗПИФ #простоетоварищество #координацияработ #pgconsulting #PGConsulting
Comments